Элементарная веб-аналитика. Простые советы по анализу сайта для непрофессионалов


Сегодня мы поговорим про веб-аналитику. Тема — живая, актуальная и абсолютно недооцененная в нашей стране. Большинство конференций по аналитике посвящены Datamining, Big Data, Datasince и многим другим модным словам, но реальность слишком сильно отличается от того, что нам пытаются вещать со сцены. У большинства клиентов аналитика не настроена вовсе, а то, что настроено, работает некорректно. И лишь у некоторых крупных компаний можно встретить более-менее сносно настроенные счетчики. Но за всю свою практику в web analytics я ни разу не сталкивался с проектом, у которого инструменты анализа были бы настроены полностью и правильно работали.

Можно выделить две основные проблемы:

  • данные собираются некорректно;
  • не задействован огромный потенциал инструментов.

Такие данные опасны неправильными выводами и действиями, а игнорирование функционала систем аналитики очень сильно ограничивает возможности, которые инструмент предоставляет бизнесу. Вот лишь некоторые из них:

  • поиск технических ошибок;
  • проблемы в юзабилити;
  • проведение сплит-тестирования;
  • отслеживание рентабельности вложенных в рекламу средств.

В этой статье речь пойдет о базе, с которой необходимо начинать каждому предпринимателю, руководителю или начинающему web-аналитику. Чаще всего все ограничивается установкой на сайт счетчика Google Analytics и Яндекс.Метрики. Но сегодня пойдем дальше и посмотрим, что же можно сделать с этими инструментами. Давайте разбираться, может ли установленный счетчик без каких-либо дополнительных вложений дать нам достаточно вводной информации.

С чего начать?

Для начала работы с Google Analytics необходимо накопить определенный объем статистики. В зависимости от трафика сайта на это уйдет от двух дней до пары недель, или не менее 3000 сеансов.

Показатель отказов в отчетах Google Analytics

Как известно, в связи с кроссплатформенностью (наличием различных устройств и программного обеспечения) верстка должна быть максимально адаптивная для всех устройств. Если говорить проще, не важно, какое устройство, браузер или расширение экрана у клиента, ваш сайт должен корректно на нем отображаться. В противном случае велика вероятность, что пользователь просто уйдет с такого ресурса. Для того чтобы проверить наш сайт на такие технические моменты, необходимо зайти в Аудитория – Технологии – Браузер и ОС.

Наверху появившейся таблицы мы увидим возможность выбирать различные представления отчетов. Выбираем как показано на скриншоте:

ewa2.png

Далее нам необходимо выбрать в одной из колонок «Показатель отказов» (как на рисунке ниже):

ewa3.png

Для начала нам потребуется разобраться с таким понятием, как «показатель отказов». Он показывает, какое количество пользователей (в %) посетив ваш сайт, не сделало ни одного действия и покинуло его. Если говорить простым языком, то это те пользователи, которые не удостоили ваш сайт даже одним кликом, просто зашли на него и вышли.

В результате мы получим следующий отчет:

ewa4.png

Обратите внимание, центральная линия — это средний показатель отказа по сайту (40,56 %). Все браузеры, у которых показатель отказа ниже среднего значения, обозначены зеленым цветом, у которых значение показателя отказа выше — красным. В нашем примере ситуация довольно печальная, это видно из скриншота. Почти во всех браузерах показатель отказа выше среднего. Конечно, этих данных недостаточно, чтобы сделать точный вывод, что во всех браузерах что-то не так, но это отличный повод задуматься и начать анализировать поведение каждого пользователя на разных браузерах по отдельности.

С какими параметрами, кроме барузера (как в примере выше), можно еще работать по такой модели:

  • тип устройства (мобильный, планшет, десктоп);
  • разрешение экрана (самая частая ошибка при верстке).

Пример отчета в разрезе Мобильных устройств:

ewa5.png

Если на вашем сайте много международного трафика, вы можете сделать подобный отчет даже в разрезе стран или конкретных регионов:

ewa6.png

Более того, точно такой же отчет вы можете применять к конкретным посадочным страницам, например:

ewa7.png

Пути пользователя в отчетах Google Analytics

Почему некоторые страницы имеют показатель отказа выше, чем остальные? Только ли это технические ошибки или проблема в чем-то другом? Односложного ответа нет, каждый случай индивидуален и аналитика лишь показывает вам отклонения от нормы, а дальнейшие поиск и устранение причин ложатся на вас. Проблемы могут быть самые разные, как технические, так и с юзабилити. При этом не стоит забывать, что «далеко не для всех страниц показатель отказа – это прямой путь к оптимизации». Страница с контактами практически всегда имеет высокий показатель отказа, потому что часть пользователей попадает из поисковой выдачи на страницу «Контакты», далее переписывают контакты и выходят, как итог фиксируется отказ в Google Analytics.

Давайте рассмотрим еще один базовый отчет, который поможет нам оптимизировать сайт. Итак, это отчет «Пути пользователей» (искать в разделе «Аудитории» в Google Analytics).

ewa8.png

На первый взгляд, отчет выглядит сложно и непонятно, но в нем можно найти довольно много полезной информации.

В нем есть возможность выбрать параметр, в разрезе которого мы будем смотреть трафик (поведение пользователей, источники трафика и т.д.). На примере ниже это — «Источник или канал».

ewa9.png

Давайте познакомимся с отчетом: каждый зеленый блок – это страница вашего сайта, на котором указан URL страницы, а также количество посещений за выбранный вами период.

Переходы между страницами обозначены серыми линиями, соединяющими блоки. Также стоит обратить внимание, что в отчете есть красные линии:

ewa10.png

Они наиболее интересны, так как показывают процент выхода со страницы. Не путайте с показателем отказа.

Процент выхода со страницы подразумевает, что эта страница «теряет» трафик, но вовсе не обязательно, что пользователь изначально попал на сайт через эту страницу (в отличии от показателя отказа, где страница входа является страницей выхода).

Как пользоваться этим отчетом?

На самом деле возможностей масса, все зависит от стоящей задачи. Например, мы нашли страницу, которая сильно теряет трафик: из 66 тыс. сеансов 37 тыс. заканчиваются прерываниями. Необходимо разобраться, почему так происходит и есть ли в этом какая-то закономерность. Для этого нужно кликнуть мышью на страницу, которую мы решили анализировать и выбрать «Проанализировать трафик из этого источника».

ewa11.png

В результате мы получим отчет (пример ниже), на котором отмечены все пути, как пользователи попадали на страницу (из каких источников) и на какие страницы уходили в дальнейшем. Обратите внимание, что мы можем переключаться между каналами, нажимая на связи между ними. Так, например, выделив «google / organic», мы видим, что из 20 тыс. сеансов, 11 тыс. закончились прерыванием на главной странице.

ewa12.png

Выделив «youtube.com», мы увидим, что из 21 тыс. сеансов, которые начались с посещения страницы «/home», 17 тыс. закончились выходом. Это свидетельствует как минимум о том, что источник приводит некачественный трафик на сайт. Чтобы доказать это, нам необходимо будет обратиться к другому отчету, который покажет, сколько времени в среднем проводят пользователи на странице «/home» из источника «youtube.com».

ewa13.png

Некоторые страницы выделяются в отдельные блоки:

ewa14.png

Если посмотреть подробную статистику по таким страницам, можно выделить отдельные посадочные с низкими показателям качества. Для этого необходимо кликнуть по блоку кнопкой мыши и нажать «Информация о группе». Откроется окно, в котором мы увидеть отдельные страницы и их показатели:

ewa15.png

Уже с первых строк мы видим страницы, показатель прерывания сеанса у которых существенно отличается от остальных. Это значит, что дальше нам нужно анализировать эти страницы по-отдельности в других отчетах. Но даже сейчас можно сделать предположение, что страница «/asearch.hmtl» (страница результата поиска) имеет такой показатель прерывания из-за того, что пользователи не находят то, что искали на сайте и уходят с него. Логично предположить, что следующим шагом должен стать анализ поисковых запросов на нашем сайте.

Стоит отдельно отметить, что данный отчет в каждом счетчике будет кардинально отличаться. Это означает, что невозможно проследить какую-то закономерность, дать готовые советы или рассказать, на что именно нужно обращать внимание. Отчет «Пути пользователя» отличается тем, что в нем нужно методично разбираться и искать зависимости.

Как мы видим, web-аналитика без каких-либо надстроек уже дает очень полезную и важную информацию для бизнеса. Однако не стоит забывать, что это инструмент веб-аналитики сайта, а не готовое решение проблем. При правильной настройке он может сильно помочь в развитии бизнеса, при этом базовые ошибки вы можете обнаружить уже после установки счетчиков.

В следующих наших статья мы разберем, как при помощи аналитики:

  • Найти провалы в юзабилити.
  • Проводить сплит-тестирования.
  • Отслеживать рентабельность вложенных в рекламу средств.
Комментариев нет
5/5 (100%) 5 голос(ов)
5 5
Просмотров: 1820
 

Оставить комментарий


Имя*
E-Mail (не публикуется)
Комментарий*